Версия для слабовидящих
Сегодня:

Разбор поправок закона об оптимизации закупок


Информация для заказчиков.


08.07.2021

Разбор поправок закона об оптимизации закупок

Редакция от 1 июля 2021

Разбор поправок закона об оптимизации закупок

В таблице смотрите все важные изменения, которые внес в контрактную систему Закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ (далее – Закон № 360-ФЗ). Узнаете, когда вступает в силу каждое изменение, и сможете сравнить новые правила со старыми.

Тема

Как стало

Как было

Когда применять

Термины, принципы

Участники контрактной системы

Операторов специализированных электронных площадок добавили в перечень участников контрактной системы 
(п. 3 ст. 5 Закона № 360-ФЗ, новая ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ )

Нормы не было 
 

1 января 2022 года

Заказчик на территории иностранного государства

Добавили определение заказчика, осуществляющего деятельность на территории иностранного государства 
(абз. 4 подп. «а» п. 3 ст. 5 Закона № 360-ФЗ, новая ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ)

Определения не было 

1 января 2022 года

Контракт для нормального жизнеобеспечения

Добавили определение контракта на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан 
(подп. «а» п. 3 ст. 5 Закона № 360-ФЗ, ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ)

Определения не было 

1 января 2022 года

Этап исполнения контракта

Добавили определение отдельного этапа исполнения контракта 
(подп. «а» п. 3 ст. 5 Закона № 360-ФЗ, ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ)

Определения не было 

1 января 2022 года

Банковская гарантия

Понятие «банковская гарантия» утратила значение, которое было в ГК. 
Утратила силу часть 2 статьи 3 Закона № 44-ФЗ 
(подп. «б» п. 3 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)
 

Понятие «банковская гарантия» использовалось в значении, указанном в ГК (ч. 2 ст. 3 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Порядок предоставления документов

Порядок предоставления документов из ЕИС устанавливает Правительство
(подп. «а» п. 4 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Порядка предоставления документов из ЕИС в Законе № 44-ФЗ не было

1 января 2022 года

Наполнение ЕИС, интеграция

Типовые контракты

В ЕИС больше нет библиотеки типовых контрактов 
(абз. 2 подп. «б» п. 4 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

В ЕИС была библиотека типовых контрактов, обязательных к применению
(п. 8 ч. 3 ст. 4 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Размещение документов

ЕИС содержит не только документы, которые заказчик обязан разместить по Закону № 44-ФЗ и Закону № 223-ФЗ, но и те, которые обязан сформировать
(абз. 4 подп. «б» п. 4 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

ЕИС содержал только те документы, которые заказчик обязан разместить
(п. 17 ч. 3 ст. 4 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Размещение документов

Техническая правка размещения документов
(подп. «в» п. 4 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

(Ч. 4 ст. 4 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Согласие на обработку данных

Согласие на обработку персональных данных не нужно для закупок
(подп. «г» п. 4 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Часть статьи была посвящена тому, где размещается информация из ЕИС
(ч. 5 ст. 4 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

РИС

Нельзя создавать любые информационные системы в сфере закупок, не интегрированные с ЕИС
(подп. «е» п. 4 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

РИС находились в списке исключений, они не были обязаны интегрироваться с ЕИС
(ч. 11 ст. 4 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Документооборот, сроки хранения

Срок хранения документов

Документы по закупкам обязали хранить не менее шести лет
(подп. «з» п. 4 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

В Законе № 44-ФЗ не было сроков хранения документов.
Пользовались Законом об архивном деле
(ч. 15 ст. 4 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

ЭЦП, иностранные участники

Иностранные участники подписывают документы ЭЦП, которые выпущены по нормам иностранного государства, международным стандартам и признаны в России
(подп. «в» п. 5 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Было указано, что все участники, кроме иностранных, получают ЭЦП в УЦ
(ч. 2 ст. 5 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Формы документов

Ввели единую форму для всех документов, которые размещают в ЕИС, на площадках.
Требования к документам разработает Правительство
(подп. «г» п. 5 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Не было единых форм, но у Правительства было право установить требования к документам, которые размещали в ЕИС
(ч. 3 ст. 5 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Приоритет информации

Если данные из ЕИС противоречат данным, которые предоставляют участники контрактной системы, то приоритет будет в пользу информации в ЕИС
(подп. «д» п. 5 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Нормы не было
(ч. 4 ст. 5 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Время размещения

Документы через 1 час после размещения в ЕИС или на площадке должны быть доступны для ознакомления
(подп. «д» п. 5 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Нормы не было
(ч. 4 ст. 5 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Уведомление об изменениях

Если в извещение внесены изменения, то об этом оператор площадки не позднее 1 часа сообщает всем, кто подал заявки или направил запросы разъяснений
(подп. «д» п. 5 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Нормы не было
(ч. 6 ст. 5 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Конфиденциальность

Оператор обеспечивает конфиденциальность участника закупки, кроме малых закупок в электронной форме
(подп. «д» п. 5 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Нормы не было
(ч. 6 ст. 5 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Спецсчет, издержки, изменения

Иммунитет спецсчета

Деньги, которые лежат на спецсчете, нельзя взыскать, например, по исполнительному листу
(ст. 1, 2 Закона № 360-ФЗ)

У денег на спецсчетах не было иммунитета, их могли взыскать в счет любых обязательств участника закупки
(ч. 13.1 ст. 70, ч. 9 ст. 81  Закона № 229-ФЗ)

1 января 2022 года

Судебные издержки

Судебные издержки вывели из-под действия Закона № 44-ФЗ
(п. 1 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Нормы не было
(п. 12 ч. 2 ст. 1 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Порядок изменения закона

Все федеральные законы, которые вносят изменения в планирование, определение поставщиков, контроль, мониторинг, аудит, вступают в силу не ранее 1 января следующего календарного года.
Если изменения приняли после 1 октября, то через один календарный год
(п. 2 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Все федеральные законы, которые вносят изменения в планирование, определение поставщиков, контроль, мониторинг, аудит, вступали в силу с 1 января следующего календарного года.
Если изменения приняли после 1 октября, то через один календарный год
(ч. 5 ст. 2 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Общественное обсуждение

Порядок

Общественное обсуждение проводится от 2 млрд руб. 
При этом нижний порог могут снизить Правительство, региональные и местные власти.
Под исключение попадают закрытые закупки и федеральные закупки по ГОЗ. Данный порядок теперь прописан в Законе № 44-ФЗ, а не в отдельном постановлении Правительства.
Предложения и замечания с нецензурной бранью не разместят в ЕИС
(п. 7 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Общественное обсуждение проводилось от 1 млрд руб.
Порядок был прописан в отдельном постановлении Правительства от 11.12.2019 № 1635.
Обязательное общественное обсуждение не проводили в закрытых закупках и закупках по ГОЗ, при повторных конкурсах, аукционах и в закупках на строительство с НМЦК выше 2 млрд руб.
(ст. 20 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

УИС и организации инвалидов

Объект закупки

Запретили закупать у УИС и организаций инвалидов товары не из Правительственного перечня
(п. 15 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Нормы не было
(ст. 28, 29 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Способы закупок

Способы

Сократили способы закупок. Оставили:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме);
2) закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме;
3) аукционы (открытый аукцион в электронной форме);
4) закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме;
5) запрос котировок в электронной форме;
6) малая электронная закупка у единственного поставщика;
7) электронный запрос котировок с НМЦК до 3 млн руб. и до 20 процентов от СГОЗ, но не более, или 100 млн руб. для тех, у кого прошлогодний СГОЗ не более 500 млн руб.
(п. 9 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Можно было проводить:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме);
2) закрытый конкурс;
3) закрытый конкурс в электронной форме;
4) аукционы (открытый аукцион в электронной форме);
5) закрытый аукцион;
6) закрытый аукцион в электронной форме;
7) запрос котировок в электронной форме;
8) бумажный запрос котировок;
9) электронный запрос предложений.
Лимит по запросу к электронному запросу котировок не более 10 процентов от СГОЗ
(ст. 24 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Совместные закупки

Порядок проведения теперь указан в Законе № 44-ФЗ.
Участник подает предложение о сумме цен всех контрактов. Цену определяют пропорционально. Если закупка не состоялась и контракт заключают с единственным поставщиком, то каждый заказчик совместной закупки согласовывает контракт отдельно
(п. 12 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Порядок совместных аукционов был указан в отдельном постановлении Правительства.

В порядке не было указано, каким образом согласовывать контракты, а также как поставщик предлагал цену
(ст. 25 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Открытые конкурентные закупки

Открытый конкурс

Общие положения

Теперь заказчики проводят конкурс только в электронной форме
(п. 30 ст. 5 Закона № 360-ФЗ, ст. 48, 54.1 Закона № 44-ФЗ, ч. 43, 44 ст. 112 Закона № 44-ФЗ)

Заказчики могли проводить открытый конкурс в бумажной форме по статьям 111–111.1 Закона № 44-ФЗ, а также конкурсы в электронной форме
(ст. 48–52 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Извещение и конкурсная документация

Для проведения конкурса заказчики размещают в ЕИС только извещение
(п. 30 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчики размещали в ЕИС извещение и документацию
(ч. 1 ст. 54.1 Закона № 44-ФЗ, ч. 1 ст. 48 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Сроки рассмотрения первых частей заявок

Независимо от НМЦК закупки заказчики должны рассмотреть первые части заявок в течение двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на конкурс. Исключения:
1) научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
2) на создание произведения литературы или искусства;
3) работы по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России;
4) работы по реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов;
5) работы, услуги, связанные с допуском подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, библиотеки, к системам обеспечения безопасности и (или) сохранности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
По перечню выше – заявки рассматривают в течение пяти рабочих дней с момента окончания срока подачи заявок
(п. 30 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Заявки рассматривали в зависимости от НМЦК:
1) пять рабочих дней или менее
НМЦК ˃ 1 млн руб.;
2) один рабочий день
НМЦК ≤ 1 млн руб.;
3) 10 рабочих дней или менее, вне зависимости от НМЦК, если закупали товары, работы услуги в сфере науки, культуры или искусства
(ч. 1 ст. 54.5, ч. 3, 4 ст. 48 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Сроки рассмотрения вторых частей заявок

Независимо от НМЦК закупки заказчики рассматривают, оценивают и формируют протокол в течение двух рабочих дней со дня, следующего за днем подачи вторых частей заявок
(п. 30 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Вторые части заявок рассматривали в сроки:
1) три рабочих дня или менее при
НМЦК ˃ 1 млн руб.;
2) один рабочий день при
НМЦК ≤ 1 млн руб.;
3) пять рабочих дней или менее вне зависимости от НМЦК, если закупали товары, работы, услуги в сфере науки, культуры или искусства
(ч. 11 ст. 48, ч. 1 ст. 54.7 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Открытый аукцион

Извещение и аукционная документация

Для проведения аукциона заказчики размещают в ЕИС только извещение
(п. 30 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Для проведения аукциона в электронной форме заказчики размещали в ЕИС извещение и документацию
(ч. 1 ст. 49, ч. 1 ст. 59 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Порядок проведения

Заказчики рассматривают заявки участников один раз и только после получения от ЭТП протокола подачи ценовых предложений
(п. 30 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Заказчики рассматривали сначала первые части заявок, а вторые части заявок рассматривали после получения от ЭТП протокола подачи ценовых предложений
(ч. 3, 4 ст. 49, ст. 67–69 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Время приема ценовых предложений

С начала подачи ценовых предложений время приема ценовых предложений теперь составляет 4 минуты. При этом общая продолжительность приема ценовых предложений не должна превышать 5 часов с начала аукциона
(п. 30 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Время приема ценовых предложений составляло 10 минут. Предельное время проведения аукциона не устанавливалось
(ч. 11 ст. 68, подп. 5 ч. 3 ст. 49 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Запрос котировок

Общие положения

Теперь заказчики проводят запрос котировок только в электронной форме
(п. 30 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Заказчики в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, могли проводить бумажный запрос котировок
(ст. 50, 72–79 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Годовой объем закупок

Годовой объем закупок запросом котировок составляет до 20 процентов от СГОЗ или 100 млн руб. в отношении заказчика, СГОЗ которого в прошедшем году составил менее 500 млн руб.
(п. 9 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Годовой объем закупок составлял до 10 процентов от СГОЗ
(ч. 10 ст. 24, ч. 2 ст. 82.1 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Сроки проведения

Срок подготовки итогового протокола составляет два рабочих дня после даты окончания подачи заявок.
Остальные сроки остались без изменения
(п. 30 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Срок подготовки итогового протокола составлял один рабочий день после даты окончания срока подачи заявок
(ч. 3 ст. 50, ч. 10 ст. 82.1 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Основания для признания открытой конкурентной закупки несостоявшейся 

Случаи для несостоявшейся закупки

Определили шесть случаев, когда открытая конкурентная закупка не состоялась:
1) подана только одна заявка;
2) только одна заявка допущена;
3) не подано ни одной заявки;
4) комиссия отклонила все заявки;
5) все участники, не отозвавшие заявки, признаны уклонившимися;
6) заказчик отказался заключить контракт с единственным участником.

Основания для признания открытой конкурентной закупки несостоявшейся перечислены в пункте 1 статьи 5 Закона № 360-ФЗ

Для каждого способа были случаи, когда нужно было признать закупку несостоявшейся. Например, для электронного аукциона четыре случая:
1) не допустили или не было подано ни одной заявки;
2) допустили только одну заявку либо была подана только одна заявка;
3) участники аукциона не сделали ни одного предложения о снижении цены контракта;
4) победитель аукциона и второй участник уклонились или отказались от заключения контракта.

Основания содержались в разных нормах Закона № 44-ФЗ в зависимости от способа закупки
(ч. 16 ст. 54.4, ч. 16 ст. 66, ч. 6 ст. 77 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Особенности конкурса и аукциона, если закупка не состоялась

Установили специальный порядок проведения открытого электронного конкурса и аукциона, если подана только одна заявка:

1.      Не позднее 1 часа с момента окончания срока подачи заявок оператор направит заявку заказчику.

2.      Не позже двух рабочих дней после окончания срока подачи заявок, но не позднее даты подведения итогов комиссия рассматривает заявку и подписывает протокол на площадке.

3.      Оператор в течение 1 часа размещает протокол в ЕИС.

4.      В электронном конкурсе оценивать единственную заявку по критериям оценки не нужно.

5.      Участник закупки может направить запрос о разъяснении итогового протокола.

6.      Если комиссия допустила заявку, то контракт заключается с единственным поставщиком по пункту 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ
(ч. 2 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Если на участие в аукционе подавалась только одна заявка и ее признавали соответствующей, то заказчик заключал контракт с таким участником по пункту 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ
(п. 4 ч. 1, п. 4 ч. 2, ч. 3.1 ст. 71 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Особенности для конкурса по результатам рассмотрения первых частей заявок

Установили специальный порядок проведения конкурса. Если по результатам рассмотрения первых частей заявок допущена только одна заявка:

1.      Не позднее 1 часа с момента получения протокола оценки первых частей заявок оператор направит вторую и третью части заявки.

2.      Не позже двух рабочих дней после получения всех частей заявки, но не позднее даты подведения итогов комиссия рассматривает заявку и подписывает итоговый протокол на площадке.

3.      Оператор в течение 1 часа размещает протокол в ЕИС.

4.      Оценивать заявку по критериям оценки не нужно.

5.      Участник закупки может направить запрос о разъяснении итогового протокола.

6.      Если комиссия допустила заявку, то контракт заключается с единственным поставщиком по пункту 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ
(ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Если по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок комиссия допускала только одну заявку, то контракт заключали по пункту 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ
(ч. 1, 2, 5 ст. 55.1 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Причины несостоявшейся конкурентной закупки

Если конкурентная закупка не состоялась по одной из трех причин:
1) комиссия отклонила все заявки;
2) все участники, не отозвавшие заявки, признаны уклонившимися;
3) заказчик отказался заключить контракт с единственным участником.

В перечисленных случаях заказчик проводит новую закупку или у единственного поставщика по пункту 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ
(ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Если конкурентная закупка признавалась несостоявшейся, то при:
1) запросе котировок заказчик мог провести новую закупку или у единственного поставщика по пункту 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (ч. 15 ст. 82.1 Закона № 44-ФЗ);
2) конкурсе комиссия продлевала срок подачи заявок на 10 дней (ч. 3 ст. 55.1 Закона № 44-ФЗ);
3) аукционе заказчик проводил запрос предложений в электронной форме, новый аукцион или определял поставщика другим способом
(ч. 4 ст. 71 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года.
До 1 апреля 2023 года контракт с единственным поставщиком можно заключить без ЕИС

Закрытые конкурентные закупки

Общие требования

Закрытый конкурс или аукцион проводят только по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Заказчик направляет обращение о согласовании. Правительство должно установить порядок согласования
(ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Для того чтобы провести закрытую закупку, нужно было получить согласие у ФАС
(ч. 3 ст. 84 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Закрытый конкурс в электронной форме

Сроки

Заказчик направляет приглашение на участие в закрытом конкурсе не позднее 180 дней после получения согласования, но не позже чем за 15 рабочих дней до окончания подачи заявок.
Копии приглашения заказчик направляет в орган исполнительной власти, согласовавший закрытый конкурс. Срок – не позже одного рабочего дня.

Сократили сроки для рассмотрения заявок – не более 10 рабочих дней после окончания срока подачи заявок, но не позже даты подведения итогов
(ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Отправлять письменные приглашения участникам нужно было за 20 дней до того, как вскроете конверты с заявками
(ч. 4 ст. 85 Закона № 44-ФЗ).







Срок для рассмотрения заявок составлял не более 20 дней с даты вскрытия конвертов
(ч. 1 ст. 52 Закона № 44-ФЗ)

 1 января 2022 года

Рассмотрение заявок

Определили 10 оснований, когда заявку участника нужно отклонить
(ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Специальных оснований для отклонения заявки на закрытый конкурс Закон № 44-ФЗ не предусматривал

1 января 2022 года

Протокол подведения итогов

Установили требования к содержанию протокола подведения итогов
(ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

В Законе № 44-ФЗ не было требований к оформлению и содержанию протокола подведения итогов закрытого конкурса

1 января 2022 года

Порядок заключения контракта по итогам закрытого конкурса

Установили новый порядок заключения контракта:
1) в течение трех рабочих дней заказчик направляет проект контракта победителю;
2) победитель подписывает контракт и направляет заказчику в срок, установленный в документации;
3) заказчик подписывает контракт в срок не позднее трех рабочих дней, но не ранее 10 дней после подписания итогового протокола
(ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Заказчик подписывал контракт не ранее чем через 10 и не позднее чем через 20 дней после того, как подписал итоговый протокол
(ч. 2 ст. 54 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Признание победителя уклонившимся

Если заказчик признал победителя уклонившимся, он вправе заключить контракт со вторым или третьим участником. Второй или третий участник не может отказаться от контракта
(ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Закон № 44-ФЗ не предусматривает возможность заключить контракт с участником, занявшим второе место

1 января 2022 года

Закрытый конкурс признан несостоявшимся

Если закрытый конкурс не состоялся, можно провести новую закупку или заключить контракт с единственным поставщиком по пункту 24 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ
(ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Были такие же последствия, если закрытый конкурс не состоялся
(ст. 92 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Порядок проведения закрытого электронного конкурса

Новый порядок проведения закрытого электронного конкурса:
1. Заказчик формирует в ЕИС приглашение и документацию и направляет оператору не позже одного рабочего дня.
2. Оператор направляет приглашения аккредитованным на специализированной площадке участникам. Срок направления – один рабочий день.
3. Участник может запросить у оператора документацию о закупке. Срок – три рабочих дня.
4. Оператор направляет заказчику документы и запросы участников в течение 1 часа.
5. Заказчик рассматривает документы в течение двух рабочих дней и формирует в ЕИС протокол рассмотрения запросов о предоставлении документации о закупке.
6. Оператор направляет участнику протокол и документацию в течение 1 часа с момента получения протокола.
7. Участник может только три раза направить запросы о даче разъяснений положений документации о закупке.
8. Заказчик рассматривает заявки и формирует итоговый протокол в ЕИС в срок не позже пяти рабочих дней после даты окончания срока подачи заявок, но не позднее даты подведения итогов.
9. Контракт заключают не ранее чем через 10 календарных дней после размещения итогового протокола
(ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Был порядок проведения закрытого электронного конкурса:
1. Заказчик составлял в ЕИС извещение за 30 дней до того, как вскроет конверты с заявками, или раньше.
2. Заказчик отправлял письменные приглашения участникам за 20 дней до того, как вскроет конверты с заявками.
3. Заказчик отправлял документацию участникам, которые прислали. письменный запрос. Сроки: в течение двух дней, если рассылал приглашения, в течение трех дней – если размещал извещение.
4. Заказчик не позднее 20 дней после того, как вскрыл конверты, рассматривал заявки, составлял протокол и отправлял в ФАС в течение одного дня.
5. Стороны заключают контракт не ранее чем через 10 и не позднее чем через 20 календарных дней после того, как подписали итоговый протокол
(ч. 3, 4, 5, 9 ст. 85, ч. 1 ст. 53, ч. 2 ст. 54 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Закрытый аукцион

Порядок проведения

Закрытый аукцион проводится по правилам для закрытого электронного конкурса, но есть особенности:
1) сроки направления приглашений не более 180 дней после получения согласования, но не позже чем за семь рабочих дней до окончания подачи заявок;
2) если заказчик вносил изменения в документацию, нужно продлить срок подачи заявок так, чтобы до даты окончания осталось не менее семи дней;
3) срок рассмотрения заявок не более 10 рабочих дней после даты окончания подачи заявок, но не позже даты рассмотрения заявок, которая установлена в документации;
4) итоговый протокол заказчик составляет в срок не позднее одного рабочего дня после процедуры подачи ценовых предложений, но не позднее даты подведения итогов, которая прописана в приглашении
(ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Срок направления приглашений составлял – за 10 календарных дней до того, как вскроют конверты с заявками, или раньше.
Заказчик был вправе изменить документацию закрытого аукциона за пять дней до даты, когда завершит принимать заявки.
Рассмотрение заявки заказчиком составляло не более 10 дней с даты, когда закончил принимать предложения от участников.
Итоговый протокол нужно составить в день, когда провели аукцион. После согласования процедуры с ФАС заказчик разрабатывал документацию и проект контракта, рассылал приглашения или размещал в ЕИС извещение. Затем принимал и рассматривал заявки. Среди допущенных участников заказчик проводил аукцион
(ч. 7 ст. 87, ч. 2 ст. 89, ч. 8 ст. 90, ст. 84, 86 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Основания для признания закрытой конкурентной закупки несостоявшейся 

Перечень случаев, когда признать закрытую закупку несостоявшейся

Установлено восемь случаев для признания закрытой конкурентной закупки несостоявшейся:
1) подана только одна заявка;
2) только одна заявка допущена;
3) не подано ни одной заявки,
4) комиссия отклонила все заявки;
5) все участники, не отозвавшие заявки, признаны уклонившимися;
6) заказчик отказался заключить контракт с единственным участником;
7) не подано ни одного запроса о предоставлении документации;
8) если комиссия отказала в предоставлении документации всем участникам закупки
(ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Нормы не было

1 января 2022 года

Последствия признания закрытого конкурса несостоявшимся

Если закрытый конкурс или закрытый электронный конкурс признали несостоявшимся, потому что подана или допущена только одна заявка, то:
1) заказчик не оценивает заявки;
2) контракт нужно заключить по пункту 24 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ
(ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

В этом случае заказчик объявлял новую закупку или по согласованию с ФАС заключал контракт с единственным поставщиком
(ст. 92 Закона № 44-ФЗ)
 

1 января 2022 года

Последствия признания закрытого аукциона несостоявшимся

Если закрытый аукцион или закрытый электронный аукцион признали несостоявшимся, потому что подана или допущена только одна заявка, то контракт заключается по пункту 24 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ
(ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

В этом случае заказчик объявлял новую закупку или по согласованию с ФАС заключал контракт с единственным поставщиком
(ст. 92 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Закупки у единственного поставщика

Закупки по НПА региональных властей

Для закупки по пункту 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ региональные акты не будут определять исключительную компетенцию единственного поставщика
(подп. «а» п. 31 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Полномочия единственного поставщика были установлены:
1) федеральными законами;
2) актами Президента;
3) актами Правительства;
4) законодательными актами субъекта
(п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)

1 июля 2023 года

Закупки по регулируемым тарифам

Чтобы заключить контракт с единственным поставщиком на коммунальные услуги или подключение к сетям, регулируемый тариф не нужен
(подп. «а» п. 31 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Заказчики применяли пункт 8 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, когда заключали контракт по регулируемым государством тарифам
(п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)
 

1 января 2022 года

Закупка работ по сохранению объекта культурного наследия

Работы по сохранению объекта культурного наследия можно закупить у единственного поставщика
(подп. «а» п. 31 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Основания не было
(п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Закупка услуг, связанных с командировкой

Закупить услуги, которые связаны с командировкой работника, можно для участия в официальных физкультурных и спортивных мероприятиях
(подп. «а» п. 31 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Нормы не было
(п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Закупки для выборов и референдумов

У единственного поставщика можно закупить любые ТРУ для подготовки и проведения выборов, референдума, для деятельности избирательной комиссии, комиссии референдума.
Перечень ТРУ утверждает Правительство по предложению ЦИК
(подп. «а» п. 31 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Пункт 30 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ содержал исчерпывающий перечень ТРУ:
1) бюллетени;
2) открепительные удостоверения;
3) специальные знаки и марки;
4) информационные материалы, которые размещают в помещениях избирательных комиссий, комиссии референдума или помещениях для голосования;
5) услуги доставки избирательной документации, других документов и отправлений, которые нужны для выборов и референдумов.
Поставщика определяло Правительство по предложениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов и ЦИК
(п. 30 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)

1 апреля 2023 года

Закупка российских товаров и услуг

Заказчик может закупить не только товары, которые произвели на территории субъекта по государственному контракту, но и услуги, которые окажут с использованием имущества. При этом такое имущество должно быть создано или реконструировано на территории субъекта
(подп. «а» п. 31 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Заказчики заключали контракт с единственным поставщиком, если закупали товар, который произвели, модернизировали или освоили на территории субъекта РФ в соответствии с государственным контрактом.
Нельзя было закупать услуги по пункту 48 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ
(п. 48 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)

1 апреля 2023 года

Закупка недвижимости

Напрямую можно приобрести здания, нежилые помещения и земельные участки по обязательным торгам в рамках исполнительного производства, банкротства или земельного законодательства
(подп. «а» п. 31 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Таких оснований не было
(п. 57 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)

1 апреля 2023 года

Закупка ценностей из государственного материального резерва

У единственного поставщика можно купить ценности, которые выпущены из государственного материального резерва
(подп. «а» п. 31 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Такого основания не было
(п. 58 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)

 

1 апреля 2023 года

Закупки дипломатическими представительствами и консульствами

Разрешили малые закупки любых ТРУ:
1) дипломатическим представительствам РФ;

2) консульским учреждениям РФ;
3) торговым представительствам РФ;
4) представительствам РФ при международных организациях
(подп. «а» п. 31 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Такого основания не было
(п. 59 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)

1 апреля 2023 года

Закупка спортинвентаря

Прямой контракт можно заключить на поставку спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд РФ по Олимпийским и Паралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных сборных команд РФ в Олимпийских играх и Паралимпийских играх, в международных спортивных соревнованиях по Единому календарному плану межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий
(подпункт «а» пункта 31 статьи 5 Закона № 360-ФЗ)

Контракт на поставку такого товара заключали через запрос предложений в электронной форме
(ч. 2 ст. 83.1, п. 60 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)

1 апреля 2023 года

Обоснование цены у единственного поставщика

Во всех случаях заказчик должен определить цену контракта с единственным поставщиком по правилам Закона № 44-ФЗ.
Обосновать цену и включить обоснование в контракт нужно по пунктам 3, 6, 11, 12, 16, 18, 19, 22, 23, 30–35, 37–41, 46 и 49 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ
(подп. «б» п. 31 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Обоснование цены включали в контракты с единственным поставщиком по пунктам 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30–32, 34, 35, 37–41, 46, 49 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ
(ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)

1 апреля 2023 года

Электронные малые закупки

В закупке до 3 млн руб. у единственного поставщика заказчик устанавливает единые и дополнительные требования к участникам закупки только при их наличии
(п. 31 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Заказчик устанавливал единые требования к участникам закупки у единственного поставщика до 3 млн руб.

 

1 апреля 2023 года

Обязанности оператора ЭП в закупке до 3 млн руб.

Оператор площадки прекращает блокирование количества товара, если заказчик признает победителя уклонившимся или откажется от заключения контракта.
Срок составляет 1 час с момента, когда оператор опубликует соответствующий протокол
(подп. «д» п. 31 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Нормы не было

1 апреля 2023 года

Электронный контракт с единственным поставщиком

Контракт с единственным поставщиком по пунктам 2, 6 и 17 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ можно заключить в ЕИС. При этом включать сведения в реестр контрактов и исполнять контракт нужно по правилам для электронных процедур
(подп. «е» п. 31 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Нормы не было

 

1 апреля 2023 года

Комиссия

Количество членов комиссии

В комиссии должно  быть не менее трех человек
(п. 24 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

В комиссии должно было быть не менее пяти человек
(п. 3 ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Дистанционные заседания

Можно проводить заседания комиссии по видеоконференцсвязи
(п. 24 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Нормы не было
(ч. 8 ст. 39 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Единые требования

Область применения

Единые требования для участников закупок распространяются не только на конкурентные закупки, но и на закупки у единственного поставщика по пунктам 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54, 59 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ
(п. 17 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

В Законе № 44-ФЗ не было указано, что единые требования распространяются в том числе и на закупки у единственного поставщика
(ст. 31 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Предквалификация

В случае если НМЦК выше 20 млн руб., то допускают только тех, кто подтвердит опыт исполнения контрактом или договором по Закону № 223-ФЗ с ценой не менее 20 процентов НМЦК за последние три года
(п. 17 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Такого требования не было
(ст. 31 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Описание объекта закупки

Документы

Исключили документацию о закупке. Осталось описание объекта закупки
(п. 19 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)
 

Требования устанавливались к документации и описанию объекта закупки
(ст. 33 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Извещение

Состав

Извещение включает больше информации.
В его состав входит, например, описание объекта закупки, обоснование НМЦК
(п. 27 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Извещение содержало общую информацию о закупке
(ст. 42 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Обеспечение контракта, заявок

Общие требования

Заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые, а не банковские гарантии
(п. 28 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

В качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств заказчики принимали банковские гарантии
(ч. 1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Реестр гарантий

Вместо реестра банковских гарантий в ЕИС теперь реестр независимых гарантий
(абз. 3 подп. «б» п. 4 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

В ЕИС была библиотека типовых контрактов, обязательных к применению
(п. 9 ч. 3 ст. 4 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Выдача гарантии

Независимые гарантии вправе выдать:
1) банки из утвержденного перечня;
2) государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ»;
3) региональные гарантийные организации;
4) Евразийский банк развития (для участников из ЕАЭС)
(п. 28 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Банковские гарантии выдавали банки из утвержденного перечня
(ч. 1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ) 

1 января 2022 года

Обеспечение заявки

Общие требования

Заказчик обязан установить требование об обеспечении заявки во всех конкурентных закупках, если НМЦК превышает 1 млн руб. Предельный размер НМЦК установлен самим Законом № 44-ФЗ, а не постановлением Правительства
(п. 27 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Заказчик был обязан установить обеспечение заявки на участие в конкурсах и аукционах, если НМЦК превышает 5 млн руб., если иное не установлено постановлением Правительства. Постановлением Правительства № 439 от 12.04.2018 был установлен предельный размер – 1 млн руб.
(ч. 1 ст. 44 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

УИС и организации инвалидов

Предельные размеры для обеспечения заявки предприятиями УИС и организациями инвалидов составляют 0,5 процента НМЦК независимо от размера НМЦК
(п. 27 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Предприятия УИС и организации инвалидов предоставляли обеспечение заявки при НМЦК более 20 млн руб. в размере не более 2 процентов НМЦК
(ч. 3, 17 ст. 44 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Срок гарантии

Обеспечить заявку можно либо денежными средствами, либо независимой гарантией.
Срок действия независимой гарантии снизили до одного месяца с даты окончания срока подачи заявок
(п. 27 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Обеспечить заявку можно было как денежными средствами, так и банковской гарантией.
Срок действия банковской гарантии составлял не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок
(ч. 2, 4 ст. 44 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Отмена закупки

Срок

Отменить электронную и закрытую электронную закупку можно не позднее чем за один рабочий день до окончания срока подачи заявок.
В закрытых конкурсах и аукционах отменить закупку можно не позднее чем за пять дней до окончания срока подачи заявок
(п. 21 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Для каждого способа закупки был свой отдельный срок отмены
(ст. 36 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Контракт

Контракт жизненного цикла

В контракт жизненного цикла обязательно включать стоимость жизненного цикла товара и детализировать ее
(подп. «з» п. 20 Закона № 360-ФЗ)

Не было обязательства детализировать стоимость жизненного цикла продукта
(ч. 16 ст. 34 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Стройка

Предметом одного контракта могут быть консервация, ремонт, реставрация, приспособление объекта культурного наследия
(подп. «з» п. 20 Закона № 360-ФЗ)

Нормы не было
(ч. 16.2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Типовая проектная документация

Если применяется типовая проектная документация, то объектом закупки может быть одновременно подготовка проектной документации, выполнение инженерных изысканий и выполнение работ по строительству объекта капитального строительства
(подп. «з» п. 20 Закона № 360-ФЗ)

Нормы не было
(ч. 16.3 ст. 34 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Заключение контракта по результатам электронной процедуры

Срок размещения проекта контракта заказчиком

Заказчик размещает проект контракта в ЕИС и на ЭТП не позднее двух рабочих дней после дня размещения итогового протокола закупки.
Под исключение попадает запрос котировок – 3 часа с момента размещения итогового протокола закупки
(п. 30 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Заказчик размещал проект контракта не позднее пяти дней с даты размещения в ЕИС и на ЭТП протокола итогов закупки
(ч. 2 ст. 51, ч. 2 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Срок подписания проекта контракта победителем

Победитель закупки подписывает проект контракта не позднее пяти рабочих дней после дня размещения заказчиком проекта контракта.
Под исключение попадает запрос котировок – один рабочий день после размещения заказчиком проекта контракта
(п. 30 Закона № 360-ФЗ)

Победитель закупки подписывал проект контракта не позднее пяти дней с даты размещения заказчиком проекта контракта
(ч. 3 ст. 51, ч. 3 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Срок размещения подписанного контракта в ЕИС

Заказчик размещает подписанный контракт в ЕИС и на ЭТП в течение двух рабочих дней после даты подписания контракта победителем.
При запросе котировок заказчик размещает подписанный контракт в ЕИС и на ЭТП в течение одного рабочего дня после дня подписания контракта победителем
(п. 30 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Заказчик размещал подписанный контракт в ЕИС и на ЭТП в течение трех рабочих дней с даты подписания контракта победителем
(п. 3 ч. 6 ст. 50, ч. 4 ст. 51, ч. 7 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Изменение, расторжение контракта

Изменение существенных условий контракта

Существенные условия контракта можно менять, даже если такое право не прописано в документации и контракте. Добавили право менять объем и вид работ. Можно однократно поменять срок по контрактам жизненного цикла и контрактам на работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Менять стоимость можно только в пределах доведенных ЛБО. 
Пункт 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ утратил силу
(подп. «а», «б» п. 33 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Можно было увеличивать объем без снижения цены. Менять объем и цену можно было в пределах 10 процентов, а изменять строительные контракты, только если возможность была предусмотрена документацией и контрактом. При закупке у единственного поставщика, если такая возможность была предусмотрена контрактом.
Контракты с иностранной организацией на лечение граждан можно было менять, только если возможность предусмотрена контрактом
(п. 1.1–1.3 ч. 1.6, п. 7–9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Исключения при изменении существенных условий контракта

Дополнили список исключений, когда можно менять существенные условия контракта.

1.      Можно изменить контракт жизненного цикла со стройкой и капитальным ремонтом и контракт на работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Если сметная стоимость по результатам государственной экспертизы превышает цену контракта. Менять цену контракта можно в пределах 30 процентов.

2.      Можно изменить срок исполнения отдельного этапа контракта, но в рамках срока исполнения контракта.

3.      Контракт на срок не менее одного года. При этом предметом закупки является НИОКР и технологические работы. Цена равна или превышает предельный размер Правительства. Возникли обстоятельства, которые не зависят от сторон и препятствуют исполнению. Чтобы изменить контракт, нужно обоснование. Изменять объем и цену можно в пределах 30 процентов 
(подп. «б» п. 33 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Оснований в Законе № 44-ФЗ не было
(п. 11–13 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Существенные условия контракта и обеспечение

Если стороны хотят поменять существенные условия и у поставщика появились новые обязательства, то их нужно обеспечить.
Поставщик должен внести обеспечение контракта, но только если такое обеспечение предусмотрено контрактом и документацией о закупке. При этом у поставщика есть право уменьшить обеспечение в случаях, которые предусмотрены Законом № 44-ФЗ.
Если поставщик внесет обеспечение банковской гарантией, то не обязательно получать новую, можно внести изменения в гарантию, которую поставщик предоставил ранее. Если предоставлена новая гарантия, то заказчик должен отказаться от прав по старой.
Если обеспечение внесено деньгами, то поставщик вносит на тот же счет обеспечение дополнительных обязательств. Если цена контракта уменьшилась, то заказчик возвращает часть денежного обеспечения поставщику.
Если стороны изменяют срок исполнения контракта, то нужно установить новые сроки возврата обеспечения
(новые ч. 1.3–1.5 ст. 95 Закона № 44-ФЗ)

Нормы не было
 

1 января 2022 года

Существенные условия для контракта жизненного цикла

Если сметная стоимость по результатам государственной экспертизы меньше цены контракта, то заказчик должен уменьшить цену до сметной
(подп. «б» п. 33 ст. 5 Закона № 360-ФЗ, новая ч. 1.2 ст. 95 Закона № 44-ФЗ)

Нормы не было

1 января 2022 года

Функционал ЕИС при изменении, расторжении

Соглашение об изменении, расторжении контракта по результатам электронных процедур стороны заключают в ЕИС, кроме случаев, когда в ЕИС запрещено публиковать информацию
(подп. «г» п. 33 ст. 5 Закона № 360-ФЗ, ч. 5 ст. 103, ч. 1.7, 8.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ)

Нормы не было

1 июля 2023 года

Функционал ЕИС при изменении, расторжении

Заказчик размещает решение об одностороннем расторжении контракта в ЕИС, и решение автоматически направляется поставщику. Дата получения решения – это день публикации по часовой зоне поставщика.
Считается, что, когда поставщик получил решение, заказчик законно уведомил сторону о расторжении контракта.
Если поставщик расторгает контракт в одностороннем порядке, то решение также направляют заказчику через ЕИС. 
Утратили силу части 12, 20 статьи 95 Закона № 44-ФЗ
(подп. «е», «о», «п», «р» п. 33 ст. 5 Закона № 360-ФЗ, новые ч. 12.1, 14.1, 20.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ)

Решение о расторжении заказчик и поставщик должны были отправлять заказным письмом с уведомлением о получении и еще каким-либо способом, например, по электронной почте
(ч. 12, 20 ст. 95 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Одностороннее расторжение по закрытым закупкам

Ввели правила одностороннего расторжения по закрытым процедурам, закупкам у единственного поставщика, закупкам по статьям 111 и 111.1 Закона № 44-ФЗ.
Установили, как заказчик должен информировать поставщика о расторжении, так как размещать информацию в ЕИС нельзя.
Описали, как отменить решение о расторжении
(подп. «е», «о», «п», «р» п. 33 ст. 5 Закона № 360-ФЗ, новые ч. 12.2, 14.2, 20.2 ст. 95 Закона № 44-ФЗ)

Были единые правила расторжения контракта для всех процедур, в том числе закрытых

1 января 2022 года

Одностороннее расторжение заказчиком

Заказчик обязан расторгнуть контракт, если поставщик или товар перестали соответствовать извещению и документации
(подп. «з» п. 33 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Не было условия, что поставщик и товар перестали соответствовать. Заказчик расторгал контракт, если в ходе исполнения обнаруживал, что поставщик и товар не соответствуют извещению и документации 
(п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Одностороннее расторжение заказчиком

Убрали основание, когда заказчик обязан расторгнуть контракт, если расторгнут специальный инвестиционный контракт
(подп. «з» п. 33 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Заказчик обязан был расторгнуть контракт, если расторгнут специальный инвестиционный контракт. Заказчик при этом закупал товар, который производился по специальному инвестиционному контракту
(п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Односторонее расторжение заказчиком

Информацию в РНП об одностороннем расторжении заказчик направляет в день вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком
(подп. «и» п. 33 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Информацию в ФАС направляли в РНП в течение трех рабочих дней с момента, когда контракт расторгнут
(ч. 16 ст. 95 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Обеспечение контракта

При заключении контракта жизненного цикла обеспечение устанавливают отдельно для поставки и обслуживания
(подпункт подп. «б» п. 34 ст. 5 Закона № 360-ФЗ, новые ч. 1.1, 6.2-1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ)

Отдельных правил обеспечения для контракта жизненного цикла не было

1 января 2022 года

Исполнение контракта

Поэтапное исполнение

Если контракт предусматривает поэтапное исполнение, то направлять информацию о ходе исполнения, о сложностях, а также документы для приемки нужно по исполнении каждого этапа
(п. 32 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Для отдельных этапов такое требование не было установлено
(ч. 2 ст. 94 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Исполнение контракта жизненного цикла

Приемка по контракту жизненного цикла осуществляется только после предоставления обеспечения обязательств по обслуживанию, при необходимости – эксплуатации, ремонту, утилизации товара или созданного объекта капитального строительства
(подп. «г» п. 32 ст. 5 Закона № 360-ФЗ, новая ч. 7.2 ст. 94 Закона № 44-ФЗ)

Нормы не было

1 января 2022 года

Электроприемка

По контрактам, которые заключены по результатам открытых электронных закупок, установили правила электронной приемки:
1. Поставщик в ЕИС формирует и подписывает документ о приемке.
2. Определили требования к содержанию документа о приемке.
3. Закрепили приоритет электронного документа о приемке, если сведения расходятся с прилагаемыми документами.
4. Через час документ о приемке поступает заказчику. Дата поступления – это дата размещения в ЕИС.
5. Заказчик подписывает или мотивированно отказывает в подписании документа о приемке. Срок подписания или отказа от подписания, который указан в контракте, но не позже 20 рабочих дней.
6. В течение 1 часа документ о приемке или отказе от приемки через ЕИС поступает поставщику.
7. Поставщик может устранить в документе недочеты и направить исправленный экземпляр документа заказчику
(подп. «д» п. 32 ст. 5 Закона № 360-ФЗ, новые ч. 13–15 ст. 94 Закона № 44-ФЗ)

Нормы не было

1 января 2022 года

Претензионная работа

При применении мер ответственности используют электронный документооборот путем направления электронных уведомлений
(п. 32 ст. 5 Закона № 360-ФЗ, новая ч. 16 ст. 94 Закона № 44-ФЗ)

Нормы не было

1 июля 2022 года

Реестр контрактов

Информация в реестре контрактов

В реестр контрактов вносят информацию по пунктам 45 и 52 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ
(подп. «а» п. 36 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Сведения о закупке у единственного поставщика по пунктам 45 и 52 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ в реестр контрактов не вносили
(ч. 1 ст. 103 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Информация в реестре контрактов

В реестр контрактов нужно вносить контракт с прилагаемыми документами по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, а также копию контракта
(подп. «б» п. 36 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Вносили только копию контракта
(п. 9 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Информация в реестре контрактов

Заказчик вносит в реестр контрактов информацию о приемке продукции, отдельных этапов исполнения контракта с приложением документа о приемке
(подп. «б» п. 36 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Заказчик должен был приложить документ о приемке, только если решил принять товары, работы, услуги
(п. 13 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Информация в реестре контрактов

Информация направляется в реестр контрактов и размещается автоматически с помощью ЕИС. При этом контракт, документ о приемке, соглашение об изменении контракта, соглашение о расторжении контракта, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписали в ЕИС.
Документы и информация попадут в реестр не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем их подписания
(подп. «в», «г» п. 36 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Заказчик вручную вносил в реестр контрактов в ЕИС сведения и документы для реестра
(ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Информация в реестре контрактов

Информация и документы, которые заказчик вносит в реестр контрактов, размещаются в ЕИС. Есть исключения:
1) закупки по пунктам 2, 3, 4, 6 и 7 части 11, части 12 статьи 24, пунктам 7, 24, 45, 52 и 56 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ;
2) закупки, предусмотренные пунктом 5 части 11 статьи 24 Закона № 44-ФЗ;
3) закупки, которые не размещают в ЕИС в соответствии с частью 1 статьи 111 Закона № 44-ФЗ
(подп. «д» п. 36 Закона № 360-ФЗ) 

Документы и информация, содержащиеся в реестре контрактов, должны быть доступны для ознакомления (без взимания платы), за исключением документов и информации, предусмотренных пунктами 7–9, 13–14 части 2 настоящей статьи, при осуществлении закупок в случаях, предусмотренных пунктами 3–5 части 2 статьи 84 Закона № 44-ФЗ
(ч. 5 ст. 103 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Информация в реестре контрактов

Данные, содержащиеся в информации и документах, предусмотренных пунктами 10 и 13 части 2 статьи 103 Закона № 44-ФЗ, подлежат регистрации в регистрах бухгалтерского учета после включения таких информации и документов в реестр контрактов в соответствии с настоящей статьей
(подп. «з» п. 36 Закона № 360-ФЗ)

В Законе № 44-ФЗ не было ничего про регистры бухгалтерского учета
(ч. 9 ст. 103 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Отдельные виды закупок 

Энергосервисный контракт

Размер обеспечения исполнения энергосервисного контракта составляет от 0,5 до 30 процентов от одного из значений, указанных в части 16 статьи 108 Закона № 44-ФЗ
(подп. «к» п. 41 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Размер обеспечения исполнения энергосервисного контракта составлял от 5 до 30 процентов от одного из значений, указанных в части 16 статьи 108 Закона № 44-ФЗ

1 января 2022 года

Контракт на услуги связи для обеспечения обороны страны, безопасности государства, правопорядка с единственным исполнителем

Утратила силу статья 109 Закона № 44-ФЗ
(п. 42 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

В Законе № 44-ФЗ были прописаны особенности, по которым заказчики заключают контракт с единственным поставщиком на услуги связи для обороны страны, безопасности государства, правопорядка
(ст. 109 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Закупки на территории иностранного государства

Заказчики, которые закупают на территории иностранного государства, проводят закупки по правилам Закона № 44-ФЗ для закрытого конкурса, закрытого аукциона.
Такие закупки не попадают под согласование с ФАС и контроль по частям 5 и 5.1 статьи 99 Закона № 44-ФЗ. Также прописали особенности, которые нужно учесть, когда заказчик направляет приглашения, рассматривает заявки и заключает контракт. Заказчику не нужно применять нацрежим в закупках за границей. Когда устанавливают требования к участникам, обеспечению, форме контракта, можно руководствоваться законами иностранного государства. Можно не составлять документацию о закупке, а все требования изложить в приглашении.
Утратила силу часть 3 статьи 111.1 Закона № 44-ФЗ
(ч. 1 ст. 111.1 Закона № 44-ФЗ, п. 44 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Заказчики проводили закупки за границей по правилам Закона № 44-ФЗ, но с учетом особенностей. Не было обязанности применять правила закрытых процедур, а закупки не размещали в ЕИС. Иностранными законами можно было руководствоваться только при обеспечении контракта. При этом, если заказчик не устанавливал обеспечение, нужно было готовить отчет с причинами. Не было уточнения, что заказчик вправе не применять статью 14 Закона № 44-ФЗ. Закупки не попадали только под контроль по части 5 статьи 99 Закона № 44-ФЗ
(ч. 3 ст. 111.1 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Реестр недобросовестных поставщиков

Информация , которую направляют в РНП

Скорректировали информацию, которую направляют в РНП.
Вносят полное и сокращенное (при наличии) наименования юридического лица. Если от имени иностранного юридического лица выступает аккредитованный филиал или представительство, то вносят их наименования
(подп. «б» п. 37 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Вносили наименование и фирменное наименование юридического лица. Уточнения про филиал и представительство иностранного юридического лица не было
(п. 1 ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Информация, которую направляют в РНП

В РНП вносят номер реестровой записи в едином реестре участников закупок при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур
(подп. «б» п. 37 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

В РНП вносили объект закупки, цену контракта и срок его исполнения
(п. 4 ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Информация, которую направляют в РНП

В РНП больше не вносят основания и дату расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. Утратил силу пункт 6 части 3 статьи 104 Закона № 44-ФЗ
(подп. «б» п. 37 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

В РНП вносили основания и дату расторжения контракта
(п. 6 ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Жалоба участника закупки

Порядок подачи жалобы

Переписали правила, по которым участник закупки жалуется на заказчика, площадку. Часть правил осталась прежней, но есть и изменения. Например, при электронных процедурах жалобу можно подать исключительно с использованием ЕИС. Отозвать жалобу можно также через ЕИС. При закрытых конкурентных закупках жалобу подают письменно. Обжаловать действия оператора площадки при аккредитации можно в течение пяти дней, добавили право обжаловать действия оператора при размещении предварительного предложения. Участник вправе участвовать в рассмотрении жалобы по существу, в том числе с использованием систем видеоконференцсвязи при наличии в контрольном органе в сфере закупок технической возможности осуществления видеоконференцсвязи
(п. 39, 40 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Участник подавал жалобу в письменной форме. Правила подачи жалобы для закрытых и открытых закупок были одинаковыми. Обжаловать действия оператора площадки при аккредитации можно было в течение 30 дней. Про видеоконференцсвязь речи в Законе № 44-ФЗ не было
(ст. 105 Закона № 44-ФЗ, ч. 1, 2, 7 и 8 ст. 106 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Рассмотрение жалобы по существу

Контролеры вправе приостановить заключение контракта при рассмотрении жалобы.
Если закупка электронная, то заключение контракта приостанавливают с помощью функционала ЕИС. Решение по жалобе участник получает через ЕИС
(подп. «е» п. 40 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Для того чтобы приостановить заключение контракта, заказчику направляли требование приостановить определение поставщика. Это делали не через ЕИС.
Решение по жалобе участнику направляли не через ЕИС
(ч. 7, 8, 8.1 ст. 106 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Контроль закупок

Субъекты контроля

Под контроль по статье 99 Закона № 44-ФЗ попадают также банки, государственная корпорация «ВЭБ.РФ»
(подп. «а» п. 35 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Таких субъектов контроля в статье 99 Закона № 44-ФЗ не было
(ч. 2 ст. 99 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Интеграция с ЕИС

Заказчик вправе не предоставлять дополнительные документы и информацию, которые запрашивают контролеры при проведении плановых и внеплановых проверок, если данные размещены на официальном сайте
(подп. «ж» п. 35 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Нормы не было
(ч. 26 ст. 99 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Заключительные положения

Типовые контракты

Заказчики не должны разрабатывать типовые контракты и типовые условия.
Используют только контракты и условия, утвержденные федеральными органами исполнительной власти, «Росатомом» и «Роскосмосом». 
Утратила силу часть 6 статьи 112 Закона № 44-ФЗ.
(подп. «а» п. 46 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Заказчики самостоятельно разрабатывали проекты контрактов
(ч. 6 ст. 112 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Типовые контракты

Нельзя разрабатывать типовые контракты для субъектов РФ. 
Утратили силу части 7–9 статьи 112 Закона № 44-ФЗ
(подп. «а» п. 46 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Если в ЕИС не было типовых контрактов, типовых условий, разрешалось устанавливать типовые контракты и условия для субъектов РФ. Документы размещали в региональных информсистемах. После того как в ЕИС появлялись нужные контракты, использовать региональные запрещалось 
(ч. 7–9 ст. 112 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Фиксация действий на площадке и в ЕИС

Государственная информационная система, которая осуществляет мониторинг и фиксирует действия, бездействие участников контрактной системы в ЕИС и на электронной площадке, начнет работу поэтапно в соответствии с порядками, установленными Правительством
(подп. «б» п. 46 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Информационная система должна была начать фиксировать нарушения с 1 января 2020 года

1 января 2022 года

Особенности закупки стройки

Больше не действуют особенности, которые заказчики применяли, когда закупали строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства. 
Утратила силу часть 68 статьи 112 Закона № 44-ФЗ
(подп. «ж» п. 46 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Особенности действовали до 1 января 2024 года для закупок открытым конкурсом в электронной форме, если в описание объекта закупки заказчик включал проектную документацию
(ч. 68 ст. 112 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Объекты культурного наследия

Действия Закона № 44-ФЗ, которые касаются объектов культурного наследия народов РФ, также применяют к выявленному объекту культурного наследия
(подп. «з» п. 46 ст. 5 Закона № 360-ФЗ, новая ч. 69 ст. 112 Закона № 44-ФЗ)

Нормы не было

1 января 2022 года

© Материал из Справочной системы «Госзаказ»
https://plus.1gzakaz.ru
Дата копирования: 08.07.2021



Возврат к списку



Вниманию заказчиков

Все документы

Полезная информация

Региональная информационная система в сфере закупок Ставропольского края

/elektronnyy-magazin-zakupok-malogo-obema

Электронный магазин закупок малого объема

Противодействие коррупции
Телефон горячей линии
(8652) 94-08-79